29 апреля 2025 года, на «Радоницу*» в Свято-Успенском храме протоиерей Феодор (Федор Никитюк) после Божественной литургии, совершил ПАНИХИДУ по усопшим. Многие прихожане, с самого утра пришли в Божий храм на молитву, другие подходили и подходили, — подавали записки на поминовение усопших душ, ставили свечи и молились за своих усопших родственников.
*Радоница!
Слово, в котором так и звенит радость, — пасхальное поминовение усопших. Поминовение в дни, когда мы обновляем наше знание, что воскре́се Христо́с, и жизнь жи́тельствует, воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе (Слово огласительное на Святую Пасху святителя Иоанна Златоуста).
День, когда наша память об усопших сопрягается с пасхальной радостью.
Почему во вторник?
Мы привыкли к тому, что есть родительские субботы, что поминание усопших в целом приурочено к субботам — даже рядовым субботам года. На то есть свои уставные причины. А Радоница — один такой поминальный несубботний день: вторник второй седмицы по Пасхе. В чём причина?
Начиная с пятой седмицы Великого поста, с Субботы Акафиста (Похвалы Пресвятой Богородицы), субботнему поминанию усопших в богослужении не оставалось места: суббота праведного Лазаря, перед Входом Господним в Иерусалим, Великая Суббота с погребением Самого Спасителя, Светлая Суббота — последнее богослужение «во всю Пасху», после которого закрываются отверстые всю седмицу Царские врата. А не по субботам и подавно! — другим заняты будние дни Четыредесятницы, а потом наступает Страстная седмица, когда уже надо забыть всё своё и жить только сопутствием нашему Спасителю, Его Крестным путем…
А потом наступает Пасха, Светлая седмица — как один сияющий день. Во всех храмах днем и ночью открыты Царские врата, всё вопиет: «Христос воскресе!», и тоже ничего поминального, заупокойного сюда не втиснуть (никакого «начал за здравие, а кончил за упокой»).
И хотя мы, конечно же, очень слабо и неверно представляем, как души наших близких существуют в посмертии, вне времени и пространства, правда в этом всё же была: ме́ртвый ни еди́н во гро́бе, в центре жизни — Воскресший Христос, Солнце нашей жизни — вот и будем вращаться все вокруг Него.
И никаких панихид, что отмечено прямо в уставе Церкви! И никакого богослужебного отмечания «нарочитых поминальных дней» (3-го, 9-го и 40-го).
Но вот заканчивается Пасхальная седмица, наступает Неделя о Фоме — Антипасха, переключается режим. Однако в само это воскресенье еще нельзя по уставу совершать панихиды, и вечером воскресенья — накануне понедельника — тоже. И первый день, когда скопившиеся за последние седмицы Поста и пасхальную седмицу памяти усопших могут быть справлены, получается вторник (и его канун — вечер понедельника, с панихидой).
Святитель Афанасий (Сахаров) в своей великой книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет: «К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших».
